Самовар-путешественник

Этот самовар мой дедушка привез из России. Он весь покрыт тонким слоем зеленоватой ржавчины, но, несомненно, является частью истории нашей семьи.

Мой дедушка, Тёхо Хаэбару (Tyoho Haebaru), родился на Окинаве в городе Наха. В Токио он выучился на врача. В 1917 году, когда состоялась Октябрьская революция, дядя пригласил его в Никольск, в котором у него была своя клиника. В Никольске дедушка прожил полтора года. Уезжая домой, купил самовар в подарок.

Впервые я увидел этот самовар на выставке «Нисимуй: солнечный лагерь», которая проходила в Окинавском краеведческом музее. После войны в Сюри построили арт-деревню «Нисимуй». Выставка была посвящена этой деревне. На ней были представлены работы художника Тёко Хаэбару (Tyoko Haebaru), который был братом деда и который принимал участие в создании арт-деревни. Самовар был выставлен вместе с картиной Тёко Хаэбару «Натюрморт с самоваром» (1948). На ярко-красном фоне, который присущ Тёко, изображены самовар, стеклянная посуда, фрукты, рыба и окинавский сосуд для сакэ.

Этот самовар путешествовал вместе с братьями из России на Окинаву, Тайвань и в Токио.

Через год после возвращения деда из России умерла его жена. Он уехал на Тайвань и взял самовар вместе с собой. Там он устроился на работу врачом и пригласил к себе Тёко, которого очень любил и который был младше него на 11 лет. Тем не менее в 1920 году Тёко, которому тогда было 26 лет, уехал в Токио. Через шесть лет он поступил в школу искусств, избрав путь художника.

После окончания школы он принимал участие в различных выставках, однако его картины продавались не очень хорошо. Старший брат всегда помогал ему, поэтому художник мог жить в свое удовольствие.

В 1924 году Тёхо открыл клинику Хаэбару. Когда Тёко приехал на Тайвань, он одолжил самовар у брата. В Токио Тёко подружился с художником и поэтом Баку Яманогути (Baku Yamanoguchi). Даже после того, как Тёко женился и у него родился ребенок, он не менял свой образ жизни. Тёко постоянно находился в студии «Икэбукуро Монпарнас», где познакомился со многими художниками.

В 1938 году в одном из баров в Икэбукуро Тёко обсуждал со своими друзьями-художниками поездку на Окинаву. Тогда художник Цугухару Фудзита (Tsuguharu Fujita), вернувшийся из путешествия по Франции и Южной Америке, сказал ему, что тоже хочет поехать на Окинаву. Фудзита прожил в Наха три недели, написав там поистине восхитительные картины.

Началась война. Через год после ее окончания Тёхо вернулся на Окинаву. Тёко был эвакуирован в Кумамото, но через некоторое время он вернулся в Токио. В конце сороковых годов он обосновался в гостинице «Исигами». Это деревянное здание было построено в период Тайсё. Оно известно тем, что после войны там жили писатели и художники. Вероятно, «Натюрморт с самоваром» он написал именно там.

В 1953 году Тёко вернулся вместе с самоваром на Окинаву. Он представил в Токио окинавских художников и ремесленников, приложил руку к возрождению искусства бингата (традиционный окинавский способ окрашивания тканей — прим. ред.). Тёко принял участие в съемах фильма «Чайная церемония» (1956) с Марлоном Брандо. Он любил актерское искусство и даже построил театр на собственные деньги, но в 1961 году погиб в результате автомобильной аварии. Его старший брат отправился в мир иной за четыре года до этого.

Самовар рассказывает о жизненных перипетиях братьев Тёко и Тёхо. Он выставлен в Окинавском музее. Привык ли самовар, покинувший Россию около 100 лет назад, к южному острову?

Источник новости

Читайте также: